Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Не поддавайся этому эффекту

1. Первой группе испытуемых сначала дали банки на 127, 21 и 3 литра — и попросили отмерить с их помощью 100 литров воды. Участники смогли догадаться, что нужно наполнить 127-литровую банку, потом вылить из неё 21 литр, а потом дважды по 3 литра.

2. А потом этой же группе дали банки на 39, 15 и 3 литра — и попросили отмерить 18 литров. Большинство стало наполнять водой банку на 39 литров и пытаться из неё выливать по 15 и 3 литра — после чего они сдались, посчитав задачу нерешаемой. Хотя им надо было всего лишь налить в 39-литровую банку сначала 15 литров, а потом 3.

3. Другой же группе дали сразу вторую задачу — и все участники с ней успешно справились. Что за хрень?

4. Эта хрень называется «эффектом установки» (эффект Лачинса, Einstellung Effect) — люди склонны решать новые задачи уже известными им способами, буквально в упор не видя новых простых решений.

5. Ну или другими словами, если ты умеешь решать старые задачи — ты хрен найдешь решение новой задачи, если её нужно решать как-то по-другому 😉

6. Собственно, в этом причина того, что успешными даже на старых рынках часто оказываются стартапы, основанными новичками в этой теме, а не признанными экспертами в этой области. Потому что новички смогли увидеть новые решения новых задач, возникших на этом рынке.

7. Получается, что основателям новых стартапов, если даже и стоит спрашивать мнения у «экспертов рынка» — то только для того, чтобы сделать всё не так, как они говорят 😉

8. Ну а если задача кажется тебе неразрешимой — начни выкидывать из вариантов её решения все шаги, основанные на том, что «ну это же всем известно» и «ну все же так делают».



Exit mobile version