Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Создавай надёжные бизнес-модели

1. Заметил тренд на «маркетплейсы с добавленной ценностью» в сфере услуг — помогающие заказчику а) выбрать подходящего исполнителя, б) контролировать процесс оказания услуги и в) оплачивать её по мере получения результатов.

2. Написав об очередном таком маркетплейсе в фастфаундере, задал классический вопрос: «А на каких ещё больших и перспективных рынках можно реализовать ту же самую модель?».

3. Один из подписчиков ответил: «На рынке обучения новым профессиям».

4. Только не на этом рынке! Потому что никакой исполнитель никогда не сможет никого научить. Человек может только сам научиться.

5. С чьей-то помощью или без неё — зависит от уровня мотивации. Но от исполнителя результат обучения почти не зависит, как ни странно.

6. Можно обобщить. Ни за что не пытайтесь делать массовые продукты, результат использования которых зависит от доброй воли человека — от его желания, настойчивости, упорства, мотивации и т. д..

7. Потому что в массе своей люди не обладают этими свойствами, или они у них очень быстро пропадают после первоначального взлёта энтузиазма.

8. Поэтому так и не взлетела когда-то хайпанувшая модель профессионального обучения с оплатой за трудоустройство. Потому что туда ломанулись люди, понадеявшиеся, что всё сделают за них.

9. Поэтому средняя продолжительность изучения английского, когда я последний раз интересовался темой — составляла порядка полугода. И не потому что люди за полгода умудрялись выучить язык.

10. Поэтому большинство венчурных фондов и стартап-акселераторов — убыточно. И не потому что инвесторы ничего не понимают в бизнесе — иначе откуда бы у них взялись деньги?

11. Поэтому программы планирования семейного бюджета не стали популярны. И не потому что люди перестали испытывать финансовые проблемы. И этот список можно продолжить.

12. В общем, пользователи — это самая ненадёжная деталь бизнес-модели, Минимизируй их влияние на неё 😉



Exit mobile version