1. Ошибка многих основателей — они убеждены, что кастдев (customer development) нужно проводить ДО выпуска первой версии продукта. А не ПОСЛЕ него.
2. При этом первая версия может быть минимальной, сырой, кривой, косой — любой. Но она должна быть.
3. Иначе все разговоры с пользователями — это разговоры ни о чём. Пустое сотрясение воздуха. Лишняя трата времени и сил. Потому что вы обсуждаете гипотетические обстоятельства и выслушиваете фантазии.
4. При этом палка может ударить по вам любым концом. Либо вы поверите, что гипотетический продукт людям нужен — хотя это не так.
5. Либо похороните идею, которая может сработать. Я себе с трудом представляю, какие интервью могли бы доказать востребованность будущего Твиттера, например 😉
6. А вот после — уже другое дело. Нажатие на кнопку «Купить» — это, блин, совсем не то же самое, что ответ на вопрос «будете ли вы пользоваться таким продуктом, если он появится?».
7. Или вот напомнили на днях про хороший вопрос для выяснения того, кто на самом деле твой конкурент — «Вместо чего вы нас купили?».
8. В общем, у вас есть шанс быстрее выпустить продукт — если вы перестанете тратить время на всякую хрень до его выпуска.