1. «Я хочу помочь всем, кто [тут идёт описание целевой аудитории]», — пишет мне основатель стартапа на уровне то ли идеи, то ли прототипа.
2. Не надо пытаться помочь «всем». Нужно постараться реально помочь «кому-то».
3. Потому что желание помочь «всем» на этой стадии — это желание масштабировать то, чего нет. А это вряд ли получится по определению.
4. «Делайте вещи, которые не масштабируются», — советовал основателям Пол Грэм.
5. Так вот же оно! Найди способ помочь кому-то — любой, даже поначалу немасштабируемый. Потом попробуй помочь ещё кому-то. Потом ещё. И ещё.
6. И только тогда — в процессе улучшений и повторений — вырисуется наконец то, что можно будет масштабировать на «всех».