Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Если быстрее и надёжней — то лучше так

1. Основателям вбивают в голову, что бизнес-модель их стартапа непременно должна иметь «сетевой эффект». Но это огромный риск, который многим основателям на фиг не нужен.

2. Сетевой эффект — это когда ценность продукта для отдельного пользователя растёт (или уменьшается) по мере роста общего количества пользователей продукта. Пример — социальная сеть, в которую каждый новый пользователь приходит на тех, кто уже там есть. Чем их больше — тем охотнее. И они же удерживают его там удерживают.

3. Однако такие стартапы гораздо медленнее растут. Так как реальная ценность у продукта появляется, когда им начинает пользоваться критическая масса людей. А до этого — всё очень плохо. Кому нужен Убер с сотней водителей?

4. А ещё на каждом рынке может существовать 1–3 подобных продукта, которые успели в ожесточённой конкуренции друг с другом набрать себе огромную массу пользователей. А все остальные либо умирают, либо влачат жалкое существование. Сколькими агрегаторами еды, такси, мессенджерами и социальными сетями пользуетесь вы и ваши знакомые?

5. Если ваш стартап основан на сетевом эффекте — вы должны оказаться в числе этих 1–3 на рынке. И ваша главная компетенция — это только умение поднимать огромные инвестиции на привлечение пользователей. Иначе сетевой эффект до нужного уровня не вырастет.

6. А есть множество стартапов, в бизнес-модели которых сетевого эффекта нет — но они а) быстро начинают зарабатывать (потому что им для этого не нужна критическая масса пользователей) и б) с большой вероятностью выживают (приучив к себе нужное количество пользователей). Сколько может существовать конструкторов интернет-магазинов, кафе или тёмных кухонь? Практически сколько угодно.

7. Поэтому вывод парадоксальный. Хотите быстрее начать и дольше продолжать зарабатывать? Выбирайте бизнес-модель, в которой нет даже намёка на сетевой эффект 😉



Exit mobile version