У Пола Грэма новое эссе «Чему я научился у своих пользователей». «Пользователи» — это основатели, прошедшие Y Combinator. Вот вольный и кратенький пересказ несколько наблюдений.
1. Плохие основатели не понимают, в чём проблема их стартапа. Например, они приходят и рассказывают о сложностях с привлечением инвестиций. Хотя проблема в том, что у стартапа всё хреново, и инвесторы это прекрасно видят. Или они сокрушаются, что так и не смогли хакнуть привлечение пользователей. А вся проблема в том, что продукт говно.
2. Другие основатели проблемы видят верно, не неверно их приоритизируют. Проблему, которая их может убить прямо завтра, они почему-то считают менее важной, чем другие неприятности. Это как в фильме ужасов — когда героиня сидит и льёт слезы по поводу размолвки с парнем, не обращая внимания на медленно приоткрывающуюся дверь. Так и хочется ей сказать: «Дура, хрен с ним с парнем, срочно запри дверь!».
3. А ещё основатели слишком часто к нам не прислушиваются. Обычно они появляются через год, говоря: «Зря я вас не послушал». Сначала я думал, что причина в чистом упрямстве. Это тоже имеет место быть. Но главная причина в том, что большинство наших советов противоречат общепринятому мнению — и поэтому выглядят глупыми. Пока жизнь не заставит основателей убедиться в верности сказанного нами когда-то — но на собственной шкуре.
4. Фишка в том, что сама суть стартапа должна противоречить общепринятому мнению. Поэтому нужно искать и получать советы, противоречащие ему, от тех, кто ему уже когда-то успешно противоречил.
5. Стартап — это когда ты всё делаешь очень быстро. Быстро — это когда ты узко и чётко на чём-то сфокусировался. И если «мы хотим двигаться быстрее», надо сначала искать помощи в выборе фокуса — а не деньги на то, чтобы реализовать всё то, что ты напридумывал.
Эссе тут: http://paulgraham.com/users.html