Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Другой подход к идеям для стартапов

1. Сейчас все удивляются тому, что Адобе покупает Фигму примерно за 75 годовых выручек (50 ARR). Это чуть ли не самый большой мультипликатор за всю историю покупок более-менее крупных софтверных компаний с выручкой.

2. Удивляются те, кто забыл, что правильные стратегические покупатели не покупают «готовый бизнес». Они покупают возможность вырастить свой бизнес. Получив в результате покупки синергетический эффект, который бы вырастил их собственную выручку непропорционально больше покупаемой выручки.

3. Другими словами, стратегические покупатели покупают такие активы, на которых они могут заработать существенно больше, чем продавец на том же самом активе. И поэтому стоимость покупки они могут определять, исходя не из того, сколько на этом сейчас зарабатывает продавец — а сколько он сам может на нём заработать. Можно даже сказать, что стратегические покупки можно оценивать не по мультипликатору к выручке покупаемого бизнеса — а по мультипликатору к выручке покупателя.

4. Когда-то запрещённый в России Фейсбук поразил всех, купив за миллиард долларов Инстаграм вообще без выручки. Потому что Фейсбук увидел в нём замечательную возможность вырастить собственную выручку, существенно увеличив количество страниц для показа рекламы. Сейчас выручка Инстаграма составляет 40% выручки Фейсбука. Вот эти 40% и купил Фейсбук — и часть этих денег он был тогда готов заплатить за Инстаграм.

5. Такие стратегические продажи очень выгодны основателям стартапов. Потому что только так они могут получить офигенские мультипликаторы к собственной выручке. Потому что покупатели покупают не их выручку, они примеряют их бизнес к своей выручке.

6. Вот нам и другой поход к поиску идеи для стартапа. Реализовать то — на чём какая-нибудь крупная компания может заработать в сотни раз больше денег, чем когда-нибудь сможем мы сами. И тогда они «сами предложат и сами все дадут» 😉



Exit mobile version