Да и хрен с ними, с нашими конкурентами
1. Был такой старый еврейский анекдот: «Почему все считают, что Карузо — великий певец? Мне вот Мойша напел из него — так ничего особенного.». Строить стратегию своего продукта, отталкиваясь от того, что делают конкуренты — это как судить о том, что на самом деле хотят ваши потенциальные пользователи по тому, что «напел» ваш конкурент.
2. В конце концов, какую долю рынка имеет ваш конкурент? 20%? Но это значит, что он не удовлетворяет 8 из 10 нужных ему человек. 50%? Всё равно не удовлетворяет как минимум половину из них. 90%? Значит, огромное количество людей спит и видит, как бы из этого рабства вырваться 😉
3. Не нужно зацикливаться на конкурентах. Нужно зацикливаться на своих потенциальных пользователях. Именно «зацикленность на пользователях» (customer obsession) Джефф Безос называл основным фактором успеха Амазона.
4. «Зацикленность на пользователях» в его версии — это стремление угодить ему. Но не дав то, что он явно просит — а «изобретя что-то новое от его имени». Сделать что-то, что он вдруг захочет, как только увидит. Но для этого нужно суметь влезть в его шкуру. Нужно думать как он. Нужно чувствовать как он.
5. И это вовсе не сошедшая на нас с небес раз и навсегда убеждённость в том, что мы «знаем, что нужно людям». Это постоянные попытки дать им что-то новое, чтобы проверить, не захотят ли они этого. И это путь, на котором мы будем совершать кучу ошибок. Но с каждой ошибкой улучшать своё понимание тех людей, от имени которых мы решили что-то новое изобрести.
6. Кстати, мы ведь часто получаем обратную связь от пользователей, которая нас злит или раздражает, или которую мы вообще воспринимаем как анекдот. «Злит и раздражает», «анекдот»? Это значит, что мы ни хрена не понимаем, что на самом деле творится в душе и мозгах наших пользователей. Это значит, что мы хотим заставить их думать как мы (большая ошибка!) — а не заставить себя думать как они.
7. Такие раздражающие сообщения — самый лучший способ сказать себе: «OK. Давай представим себе мир, в котором не возникает повода для такого раздражения. Как он может быть устроен?». Ещё раз повторюсь — это не должно быть буквальным следствием того, что пользователи говорят нам делать или не делать. Это должно стать поводом залезть в их шкуру и понять, что мы можем сделать приемлемого и выгодного для себя, чтобы их удовлетворить.
8. Страшную вещь сейчас скажу — да и хрен с ними, с нашими конкурентами. Понимаем ли мы на самом деле тех людей, для которых стараемся что-то сделать?