Стоит ли создавать продукты для малого и среднего бизнеса?
1. На прошлой неделе финтех-стартап Brex с оценкой 12.3 миллиарда долларов шокировал рынок. Они заявили, что прекращают работать с малым и средним бизнесом, то есть не будут больше открывать для них счета и выдавать кредитные карты. Новых таких клиентов они брать больше не будут, а старым придётся искать другое место для обслуживания.
2. Вчера основатель опубликовал пост, в котором уточнил позицию, объяснив, что они всё-таки продолжат работать с ограниченным количеством небольших бизнесов, отвечающих одному из следующих критериев:
— получившие инвестиции за долю в компании
— имеющие более $1M выручки в год
— у которых более 50 сотрудников
— у которых на счетах более $500K
— стартапы, находящиеся на пути к выполнению этих критериев по личной рекомендации существующего клиента или партнера Brex
3. Причина простая. При работе с малыми и средними компаниями экономика бизнеса тупо не сходится. Единственный повод работать с маленькими компаниями — если только они реально собираются стать большими. Вот для них и введены специальные критерии из предыдущего пункта.
4. Brex даже не захотел брать с небольших клиентов дополнительные деньги за премиальное обслуживание. Потому что суть любой успешной B2B-модели зиждется на Net Dollar Retention, постепенном увеличении выручки с одного клиента. Но для этого малые и средние бизнесы должны расти, чего 90% из них не хочет или не может. Больше половины из них умирает, оставшиеся — остаются вечно маленькими. На таких клиентах большой бизнес не построишь.
5. Основатели Brex — умные и резкие чуваки. В 16 лет они основали бизнес, который продали потом за «десятки миллионов долларов». В 20 они создали Brex, который уже через 18 месяцев стал миллиардной компанией. Отказ от работы с малым и средним бизнесом — умная и резкая реакция на то, в какой ситуации оказался Brex сейчас.
6. Говорят, что умные люди учатся на чужих ошибках. Есть хороший повод это сделать. Если вы делаете продукт, нацеленный на малый и средний бизнес — подумайте ещё раз, точно ли вы этого хотите? А если «да» — то по каким именно причинам ситуация у вас будет другая. Если только вы сами, конечно же, не собираетесь навечно оставаться малым или средним бизнесом 😉