Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Закон превращения дорогого в дешёвое

1. Кажется, что есть ещё один универсальный закон. То, что было дорогим и штучным — со временем становится дешёвым и массовым.

2. Вопреки частому заблуждению, Форд не изобрёл автомобиль. Он придумал, как можно его дёшево и массово производить. В нулевых годах в России рестораны и сотовые телефоны были чуть ли не предметами роскоши, а такси вызывали в исключительных случаях.

3. Вот только не надо тыкать пальцем в условный Роллс-Ройс — это другое. Напоминает, как адепты онлайн-образования в самом начале кричали, что интернет сделает образование уровня Стэнфорда и Гарварда доступным для всех. А потом все вдруг поняли, что Стэнфорд продаёт на самом деле не образование, а шильдик на дипломе. Как и Роллс-Ройс.

4. Если смотреть на уровне рынков, то на этапе перелома от «дорогого и штучного» к «дешёвому и массовому» находится рынок ухода за пожилыми людьми. Потому что тут происходит два ключевых изменения. Во-первых, продолжительность жизни увеличивается, а порог старческой дряхлости и болезней остаётся почти на том уже уровне, что и раньше. Во-вторых, если брать Россию, то только у стареющих сегодня родителей в массе своей есть дети среднего класса, чего раньше попросту не было.

5. Да, на этом рынке кое-кто уже сейчас пытается играть, но без особых успехов. Но это просто количество ещё не перешло в качество. Обычно так и бывает. UiPath, Zoom, Яндекс и MailChimp по 10–15 лет ждали своего первого триумфа. А первый недо-айфон MagicLink появился за 13 лет до первого айфона. Так что, если этой темой начали заниматься уже давно — тем ближе момент будущего перелома рынка 😉

6. Но я сейчас топлю даже не за рынок по уходу за пожилыми людьми, а за принцип. Хотим найти стратегическое направление движения для своего стартапа? Надо искать то, что сейчас продаётся дорого и штучно — и придумать, как это можно сделать дёшево, но с предсказуемым приемлемым качеством. Тогда оно станет массовым.

7. Как МакДональдс, например. Кстати, в своё время в России люди, привыкшие к дорогим штучным ресторанам никак не могли взять в толк, почему МакДональдс называется «рестораном». А сейчас удивляются, почему в ресторане в меню нет бургеров 😉

Exit mobile version