Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Главная метрика стартапа

1. Неопытный человек считает, что инвестиции стартапу дают «на жизнь». Но нет. Каждый раунд инвестиций даётся на то, чтобы стартап успел на эти деньги добежать до следующего раунда по более высокой оценке. Обычное время такого забега за раундом — от 12 до 24 месяцев

2. Новая оценка обычно определяется умножением некого мультипликатора на выручку. В хорошие времена — мультипликатор прикладывается к будущей выручке, в плохие — к текущей. Прямо сейчас и на американском рынке, кстати, происходит смена времён от хороших к плохим, вызвавшая резкое падение стоимости акций публичных компаний и оценок стартапов.

3. Тем не менее, с тем ли мультипликатором или другим, у каждого стартапа в каждый момент времени есть одна чёткая цель — к такой-то дате мы должны подойти с такой-то выручкой, чтобы иметь такую-то оценку. А на это у нас есть только те деньги, которые сейчас лежат на счету — собственные деньги или остаток от прошлого раунда инвестиций.

4. Поэтому главная метрика, которая показывает нам «успеем или нет» — насколько эффективно мы жжём деньги. Этот показатель называется «коэффициентом сжигания» (burn multiple) — отношение того, сколько денег мы тратим, чтобы добавить сколько-то к прибавке в выручке. Например, если стартап потратил $40M на то, чтобы добавить $10M к ARR (Annual Recurring Rate, планируемая годовая выручка), то его коэффициент сжигания — 4x.

5. Планируемую годовую выручку, как и свои затраты — а, следовательно, и коэффициент сжигания — мы способны грубо оценить по результатам прошедших 30 дней. Таким образом, у нас появился термометр, который мы можем каждый день засовывать подмышку своему стартапу и смотреть, как у него дела — он идёт на поправку или наоборот.

6. Какое значение коэффициента сжигания считать «нормальной температурой»? Венчурный фонд a16z считает так:
— ARR $0–$10M: 1.6x
— ARR $10–$25M: 1.4x
— ARR $25–$75M: 0.7x
— ARR $75M+: 0.5x

7. Вы можете сказать: «Кому прямо сейчас в текущей ситуации нужны эти упражнения с вычислением стоимости, ведь инвесторы сейчас денег не дают». Может быть, не дают, не потому что не хотят — а потому что в нынешней ситуации никто из стартапов не может такими темпами расти?

8. «Никто» или «почти никто»? Может быть, вы станете тем самым исключением, без которого не обходится ни одно правило?

Значения показателей подсмотрены здесь: https://future.a16z.com/framework-valuation-navigating-down-markets/

Exit mobile version