Три раза «не так»
1. Если стартапу на уровне выручки до нескольких миллионов рублей в месяц нужны инвестиции — это повод задуматься, что не так с продуктом или основателями. «Не так» может быть двух типов.
2. Первый тип — на продукт нет спроса, отсюда [почти] нет продаж и выручки. А основатели пытаются решить эту проблему, влив деньги в рекламный охват. Востребованность продукта определяется конверсией из охвата в покупателей, поэтому увеличение охвата проблемы отсутствия востребованности не решит. Если основатели решили идти таким путём, они не предприниматели, а изобретатели, старающиеся всеми способами доказать свою правоту.
3. Но как же без рекламы? А это уже второй тип — основатели не сумели хакнуть продажи и маркетинг своими малыми деньгами, а повторяют стандартные рекламные ходы, как «делают все» больше дяди. То есть конкурировать на рынке они собираются не своими мозгами, а чужими деньгами. А тогда в каком месте у них скрывается предпринимательская жилка? Ни в каком? А тогда в чём смысл давать инвестиции не-предпринимателям?
4. Часто думают, что главная задача бизнес-ангелов — вливание денег в эти неправильные типы стартапов. И это третий тип «не так». Потому что на самом деле главная задача бизнес-ангелов — поломать мозги основателей так, чтобы они смогли начать зарабатывать деньги сами, научившись в процессе менять продукты, рынки и хакать маркетинг и продажи.