Дешевле, но сложнее
1. Чтобы поступить в Y Combinator — нужно показывать значимый рост, не тратя при этом ни копейки денег на прямую рекламу. Это может оказаться сильно противоестественным утверждением для всех, кто привык к строгости юнит-экономики, сравнению CAC и LTV, поиску масштабируемых каналов привлечения…
2. Пока мы не вспомним старую истину, что «рекламировать можно только то, что продаётся и так». Поэтому цель ранней стадии стартапа — доказать востребованность своего продукта и свою способность хакнуть маркетинг.
3. Только обратите внимание на слово «рост» в первом пункте. Нужно не просто получить первых N клиентов из числа своих знакомых, а показать, что количество клиентов продолжает увеличиваться.
4. Но ведь если посмотреть на это с другой стороны — это же и хорошо! Потому что означает, что для запуска стартапа, который действительно может стать успешным, нужно гораздо меньше денег, чем могло бы показаться изначально.
5. А вот если для его запуска требуется много денег — это повод задуматься о том, не преувеличиваем ли мы важность решаемой нами задачи и привлекательность предлагаемого нами решения.
Статья с пересказом презентации одного из партнёра Y Combinator об оценке идеи стартапа: https://asimzaidi.medium.com/how-to-evaluate-startup-ideas-by-kevin-hales-partner-at-y-combinator-7101eaf827f9