Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Кто убил начальника?

1. Представим себе компанию со злым директором. И каждый сотрудник «хочет его убить». И вот его убили. Кто убил? Скорее всего, окажется, что это конкурент, кому эта компания мешала получить выгодный контракт. Или жена, решившая пораньше заполучить наследство. Убивают обычно не те, у кого есть «потребность» — а те, кому это выгодно.

2. «Ищи, кому выгодно» — древний принцип раскрытия преступлений, который надежно работает уже тысячи лет. И работает он не только для раскрытия преступлений, но и при создании новых бизнесов.

3. Эйрбнб полетел, потому что владельцам квартир выгоднее сдавать квартиры посуточно, чем на долгосрок. Агрегаторы такси и службы доставки из магазинов и ресторанов полетели, потому что мигрантам выгоднее работать в России за эти деньги таксистами и курьерами, чем никем за никакие деньги у себя на Родине. Айфоны начали резко лететь, когда появился Аппстор, и открылся новый рынок, для которого стало выгодно писать программы.

4. Понятно, что преступления могут совершаться по разным причинам. Как может быть и много причин, почему полетел конкретный бизнес. Но, всё-таки, самым надежным способом остаётся не искать потребности, которые нужно еще доказать — а выгоду, которую можно просто показать. Должны быть «третья сила» (кроме вас), которой станет выгодно, чтобы ваш бизнес полетел. Чем мощнее эта третья сила, чем большую выгоду эти люди смогут получить — тем больше вероятность, что ваш бизнес полетит на их плечах.

5. Причем «выгода» — это выгода, а не «просто» или «удобно». Просто или удобно становится другой стороне — которая пользуется тем, что стало выгодно делать.

6. Итак, есть ли те, кому выгодно, чтобы полетел ваш стартап (кроме вас и ваших инвесторов, конечно же)? Настолько ли выгодно, чтобы они перестали делать то, что делали до этого? Не путаете ли вы «выгодно» с «просто и удобно»?

Exit mobile version