Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Мир больших денег

1. Известно, что если все вкладчики любого банка придут и одномоментно потребуют назад свои деньги, то банк разорится. Всех денег наличными он не найдет, они все вложены в дело. Можно даже усилить и сказать, что любой банк — потенциальный банкрот.

2. Однако граждане несут деньги в банки, не особо вдаваясь в подробности финансовой отчетности. Им главное, чтобы банк был «надёжный». Надежный банк — в первую очередь, это банк, который надежно платит проценты. Во вторую очередь, наверное — который вернет им их деньги по требованию. Но мы-то уже понимаем, что если придут все — то на всех не хватит. А прибыльный он или убыточный — большинство и не знает.

3. Кстати, интересно, что крупные вклады из банков обычно не забирают, они там лежат десятилетиями. А на мелкие выдачи и проценты хватает навара, которые получает банк от вложений чужих денег в свои дела (выдача кредитов гражданам, бизнесу, инвестиции в бизнес), и новых денег новых вкладчиков.

Промежуточный вывод №1. Хорошесть банка определяется не тем, прибыльный он или неприбыльный. Хороший банк — тот, кто вовремя платит проценты по занятым деньгам (вкладам).

1. Банку в чужие бизнесы тоже интересно вкладывать деньги (кредитовать, инвестировать) надолго. Опять же главное — чтобы ему вовремя платили проценты, которых ему будет хватать, чтобы выплачивать свои проценты за деньги, которые в него вложили.

2. Деньги в долг берут бизнесы-неудачники? Давайте откроем, к примеру, последний квартальный отчет Apple. Выручка — 58 миллиардов долларов. Чистый доход, доступный к распределению среди акционеров — 11 миллиардов. Кэша и эквивалентов на счету — 40 миллиардов. И при всём при этом — текущих долгов на 20 миллиардов, а долгосрочных долгов на 89 миллиардов.

3. Хорошая компания Apple? Хорошая. Потому что она прибыльная? Нет. Потому что она вовремя платит проценты по своим долгам. Если к ней придут одномоментно все кредиторы, то ей (как и любому банку) придется очень плохо.

4. Это вовсе не уникальный, а совершенно обычный пример. По довольно строгим правилам еще прошлого века компания считалась финансово совершенно здоровой, если размер ее долгов составляет половину балансовой стоимости компании, включая все ее материальные и нематериальные активы. Сейчас уровень рассчитываемой нормальности долговой нагрузки вырос еще больше.

Промежуточный вывод №2. Хорошая компания — это компания, которая вовремя платит. Проценты кредиторам и прибыль на акцию вкладчикам. Прибыльная она или нет — это не так важно. Это только косвенный показатель, по которому можно пытаться предположить, сможет ли компания вовремя выплачивать проценты и доход по акциям. Почему косвенный? Потому что компания может заработать новый кэш, взять новый кредит или продать новый выпуск акций на бирже. И всё это даже не будучи бухгалтерски прибыльной.

1. Денег в мире настолько до хрена, что владеющие ими люди и организации озабочены в основном тем, куда их положить так, чтобы они как минимум не обесценились, а как максимум приносили доход (те самые проценты).

2. Ключевое слово — «положить». Большие люди вкладывают большие деньги не для того, чтобы их быстренько вернуть с наваром — типа «они мне через месяц-другой понадобятся». А чтобы они лежали во вложенном месте максимально долго, никуда не исчезая и принося проценты.

3. Банковские проценты — маленькие. Поэтому большие деньги смотрят в сторону бизнесов, куда они могут положить свои деньги как в банк, но на долгий срок и с большими процентами. Форма любая — дать в долг, купить акции, инвестировать. Им наплевать на то, приносят ли эти компании прибыль — это проблема основателей и управляющих. Им важно, чтобы они никуда не исчезали и вовремя платили.

Промежуточный вывод №3. Самая большая конкуренция — не между компаниями за деньги инвесторов. А между инвесторами — за те компании, которые могут работать для них банками.

Обобщающий вывод

1. В терминах Job To Be Done компании отбирают работу у банков. Потому что надежный бизнес — это как надежный банк, но только более выгодный для вкладчика.

2. Почему держат на плаву убыточные компании? Потому что никто не в здравом уме не будет банкротить банки (компании), в которых лежат их деньги.

3. Почему вкладывают деньги в убыточные, но растущие стартапы? Потому что а) свободных денег настолько много, что существующих надежных компаний (банков) не хватает, и б) не стоит складывать все деньги в одну корзину (банк-компанию).

4. Банки же умудряются как-то жить и расти, поддерживая веру в себя. Хотя мы знаем, что если все вкладчики одновременно придут в банк за своими деньгами, он накроется медным тазом. Вот подобные компании и интересны инвесторам — которые способны расти и поддерживать веру в себя.

5. Это совершенно другая модель мира, в которой живут банки, биржи и большинство больших бизнесов. Сходимость экономики — это когда новый кэш покрывает расходы и выплаты по старым долгам. Перспективность бизнеса — когда ты в состоянии брать и отдавать всё больше денег под всё растущий поток кэша. Надежность — когда ты можешь это делать сколь угодно долго.

6. Новым большим бизнесом с большей вероятностью станет стартап, основатели которого начнут мыслить как банкиры. Такие банкиры нужны людям с большими деньгами.

Exit mobile version