Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Почему так многие считают, что «бизнес, который зарабатывает» и «развиваться на свои» — это одно и то же?

1. Надо делать бизнес, который зарабатывает. Но чтобы создать большой бизнес, надо уметь развиваться надо на чужие деньги. Лучше на кредиты. Если не получается на кредиты — то на инвестиции. Это единственное, что может обеспечить рост быстрее конкурентов на том же рынке.

2. Бизнес, который зарабатывает, может быть убыточным. А-а-а-а! Как? Общий концепт — экономика одной продажи сходится, но у нас есть расходы на инфраструктуру и развитие, которые приводят к операционному убытку. Пара примеров:
— Покупаю сепульки по 10 рублей, продаю за 1000. Экономика одной продажи сходится. Бизнес-модель хорошая. Но для продажи сепулек мне надо открыть магазин. Взял кредит на открытие магазина. Пока я с ним расплачиваюсь, я в минусе. На сепульки бешеный спрос, поэтому я каждый день открываю еще по одному магазину, на каждый из которых беру кредит. Пока спрос на сепульки не падает, и есть свободные территории, я продолжаю открывать магазины. Пока еще есть место для моего развития, я все время в минусе, потому что продолжаю брать кредиты и за них расплачиваться.
— Я вампир и еще продаю бутилированную кровь вампирам. Продажа одной бутылочки приносит мне тысячу рублей прибыли — экономика одной продажи сходится. Чтобы у меня были больше покупателей, мне нужно чтобы побольше людей кусали вампиры. Найм одного вампира обходится мне дорого — по 30 тысяч за каждого укушенного. Поэтому я беру все больше и больше кредитов, чтобы платить вампирам, кусающих других. Сначала я буду очень долго в минусе, а потом я стану богаче всех в мире. Потому что однажды вампир — мой клиент на всю его оставшуюся долгую жизнь.

3. Минимальный жизнеспособный продукт в самом начале нужен не потому, что мы «хотим развиваться на свои», а потому что мы хотим побыстрее и подешевле протестировать экономику одной продажи. Нам важно уметь делать это быстро, дешево и на свои, потому что девять шансов из десяти — что с первого раза мы жизнеспособную идею не найдем, а инвестор и кредитор найдется только на то, что имеет право на жизнь.

4. Прибыльная экономика одной продажи вкупе с с операционной убыточностью бизнеса — это признак хорошего бизнеса. Значит, у него хорошие темпы роста и большой рынок.

5. Когда бизнес живет на свои — это признак одной из следующих ситуаций:
— Я уже в списке самых богатых людей в мире
— Я работаю на недостаточно большом рынке
— Мне много не нужно
— Я ничего не понимаю в экономике

#перечитываяклассику из давно опубликованного на тёмной стороне

Exit mobile version