Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Услуга как продукт

1. Может ли услуга быть продуктом? Может. Если она а) стандартизована по составу, процессу, результату и цене, б) многократно повторяема и в) вы можете научить оказывать ее кого-то другого.

2. Можно ли быть бизнесом, оказывая услуги, но не имея продукта? Нельзя. Этот «бизнес» умрет, как только основатели устанут, уйдут или умрут.

3. А как же, например, большие консалтинговые компании — они же под каждого клиента подстраиваются? А у них просто продукт другой — система набора, тренировки, контроля и продвижения людей, которые способны такие нестандартизованные услуги оказывать. Именно этот продукт создали основатели, и он продолжает жить, даже когда люди в компании сменились.

4. В общем, продукт — это когда что-то стандартно, повторяемо и передаваемо. На этом фоне меня умиляют люди, которые строят «бизнес», выдвигая в качестве своего конкурентного преимущества свой «высокий профессионализм» в продаваемой области. Тем самым они намекают, что обладают уникальным и неповторимым умением.

Exit mobile version