Косвенные конкуренты страшнее, чем прямые
1. Представим себе, что к вам приходит стартапер и предлагает сделать супер-пупер курс по истории искусств для школьников. Вот прям супер-пупер — по контенту, по спикерам, по всему остальному. Приходит и говорит: «Прямых конкурентов у меня нет! Голубой океан! Денег давайте!».
2. Прямых нет, но есть косвенные. Школа — это обязательный раз. Репетиторы по школьным предметам и курсы по подготовке к ЕГЭ — это два. Курсы английского, программирования, роботехники, музыкалка, которые родители считают важным занятием для детей — это три.
3. Берем время школьников и деньги их родителей. Вычитаем школу — остаётся гулькин хрен. Вычитаем оттуда репетиторов — получаем половину гулькина хрена. Вычитаем важные с точки зрения большинства родителей кружки — остаётся вообще какая-то мелочь на сдачу. И что? Будете убеждать родителей, что надо забирать детей из школы и переводить на домашнее обучение. Или в том, что история искусств важнее, чем ЕГЭ или английский? Флаг вам в руки. Кого-то, конечно, уговорите — но это не бизнес, а обогревание окружающей среды холодильником.
4. И дело вовсе не в школьниках или в образовании. Взял я эту тему как понятный, я надеюсь, всем пример.
5. Первая суть состоит в том, что если у вас нет прямых конкурентов — это повод задуматься, а почему их, собственно, нет? Скорее всего, потому что есть сильные косвенные конкуренты, на фоне которых прямые конкуренты тупо не могут выжить. Поэтому не гордитесь отсутствием прямых конкурентов. Это не ваша сила, а ваша слабость.
6. Вторая суть — победить косвенного конкурента можно только в том случае, если вы используете против него смертельное оружие в виде каких-то изменений, которые происходят прямо сейчас в технологиях, на рынке, в регулировании и т.д. Нет изменений — косвенный конкурент непобедим.
7. В общем, косвенные конкуренты обычно страшнее, чем прямые. Не надо их недооценивать.