Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Что раньше – болт или дырка?

1. Изучившие customer development, знают термин «product-market fit». Повсеместное использование этого термина внедряет в неокрепшие мозги мысль о том, что сначала надо придумать продукт, а потом пойти и протестировать его на целевом рынке.

2. С одной стороны, оно, конечно, да. А с другой стороны – многие стартапы умирают, пытаясь найти product-market fit там, где его нет. Вообще нет ни в каком виде. Но время, деньги и энергия на эти проверки тратятся. Все потому, что мы часто начинаем с голой идеи, для которой потом пытаемся найти подходящую дырку на рынке.

3. Возможно, что сможет помочь простая перестановка слов. Давайте назовем это market-product fit. Другими словами, наша задача – найти дырку на рынке, для которой нам надо придумать продукт.

4. Ох, блин, чувствую, что сейчас прилетят комменты типа «Если бы Форд спрашивал людей, что им нужно – они бы просили более быструю лошадь». Во-первых, я не советую спрашивать у людей, что им нужно, а советую изучать их поведение. Во-вторых, автомобиль как раз и был более быстрой лошадью, только железной.

5. Что изучать. Что они делают, хотя могли бы и не делать? Что они не делают, хотя могли бы делать? Что они пытаются делать, но у них не получается? Как можно сделать то, что они часто делают, быстрее или дешевле? Что люди делают такого, что их раздражает, но они все равно это делают? Что люди начинают делать сейчас из того, что они не делали раньше?

6. Любой очевидный ответ на подобные вопросы, скорее всего, даст простой и понятный для понимания неправильный ответ. Задача состоит в том, чтобы найти новый способ ответа на эти вопросы. Но «новый» – означает, что нам для ответа нужно существенным образом использовать изменения, который происходят сейчас на рынке и в технологиях. Если есть старая проблема, которую можно решить старыми способами, но она до сих пор не решена – значит, это либо никому на самом деле не нужно, либо не проходит по деньгам.

7. В общем, забудьте фразу product-market fit и выучите market-product fit. Изучайте поведение людей, стараясь найти аномалии и сюрпризы. Подумайте – могут ли какие-то происходящие изменения на рынке или в технологиях предложить новый способ устранения или легализации такого поведения? Если да – это и есть идея для продукта, дырка для которого уже готова. Теперь осталось проверить, подходит ли наш продукт к этой дырке. А это гораздо более понятная, простая и быстрая задача, чем бегать с продуктом наперевес, ища для него подходящую дырку на рынке. Которой, возможно, нет.

Навеяно статьей: https://growth.wingify.com/to-get-good-startup-ideas-look-for-anomalies-f751e27ba352

Exit mobile version