Понедельник начинается в среду
1. Великих учителей единицы. Хороших – мало. Людей, умеющих учить вообще – существенно меньше, чем тех, кто разбирается в предмете обучения.
2. Желание и возможность а) делать что-то другое или б) то же самое, но по-другому – единственная цель обучения. Делать лучше – это результат повторения, а не обучения.
3. Среда мотивирует лучше, чем лозунги.
4. Хорошая последовательность задач для решения гораздо эффективнее, чем хорошая методика объяснения.
Следствия
1. Улучшение методик подачи материала дает минимальный прирост в эффективности обучения. По довольно большому количеству предметов вообще можно обойтись без создания программ передачи знаний – в интернете всего полно. Гораздо важнее сделать грамотную последовательность заданий для выполнения. Кстати, пример Университета 42 без преподавателей – вполне себе шаг в этом направлении.
2. Поиск хороших учителей – немасштабируемая модель, их слишком мало. Масштабировать объясняющие говорящие головы – неэффективно. Пример Курсеры, где до конца обучения доходит процента три от начавших учиться, это доказывает.
3. Чтобы существенно повысить эффективность обучения – нужно либо а) изменять (обучать) среду, в которой обитают ученики, либо б) воспитывать в учениках ненависть к этой среде, если она не хочет меняться. Воспитывает только среда – но двумя противоположными способами: она либо должна поддерживать, либо вызывать желание быть «не такими, как они». Хм-м, получается, чтобы обучать детей – надо либо воспитывать родителей, либо сами понимаете, что.