Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Скрип открывающегося окна возможностей

1. Старая доинтернетовская парадигма образования: «главное – их научить, а потом они придумают, что с этим делать». Знания были труднонаходимой и труднополучаемой ценностью. Если ты их получил – в конце концов, ты оказывался кем-то и для чего-то востребованным.

2. Новая образовательная парадигма эпохи победившего интернета: «главное – придумать задачу, которую им захочется решить, а они уже найдут, где этому научиться». Интернет освободил образование от необходимости быть процессом накопления и передачи знаний «из уст в уста».

3. Вот только образование теперь не знает, что делать с этой свободой. Ведь теперь надо учить не предметам, а воображению – без воображения не получается все время придумывать для себя новые задачки, которые захочется решать. Надо учить пониманию людей – как находить такие задачки, решение которых может оказаться нужным людям. Надо учить читать новости – потому что придумывать что-то интересное и полезное можно, только оттолкнувшись от чего-то. А сейчас возникает впечатление, что мы учим детей соревноваться с Гуглем.

4. В области образования наступил естественный кризис. Значит, новое окно возможностей медленно и со скрипом начинает приоткрываться. Вот только для победы нам надо соскрести с наших лозунгов устаревшую фразу «учить учиться» и на освободившемся месте написать «уметь придумывать и делать».

Exit mobile version