Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Кто должен задавать вопросы?

1. «Умение слушать – это не способность понять суть вопроса, а умение осознать, почему он был задан» © Simon Sinek

2. Когда мы изучаем наших потенциальных или существующих покупателей – проверяя свою идею или выясняя их отношение к своему продукту – мы обычно задаем вопросы и выслушиваем ответы.

3. Как бы мы хорошо не формулировали вопросы – любой ответ все равно отвечает на наш вопрос. Другими словами, мы все равно движемся по той колее, которую заранее определили сами. Да, мы получаем полезную информацию, подтверждающую или опровергающую наши идеи. Но, двигаясь по колее, вряд ли получится узнать что-то новое, лежащее в стороне от нее – это не путь получения инсайтов, которые могут натолкнуть нас на новые идеи.

4. Давать людям в разговоре самим генерировать идеи? Плохой вариант целевого интервью – мы будем получать не инсайты, а чужие фантазии на заданную тему. Известно ведь, что основная методика целевых интервью – это задание вопросов о прошлом, а не о будущем.

5. Однако, когда мы слышим чужие вопросы, мы зачастую понимаем истинные причины, почему люди их задают. Но при этом мы не заставляем их формулировать, приукрашивать или фантазировать. Ведь вопрос может основываться даже не на явно сформулированных мнениях, убеждениях или привычках – а на подсознательном «импульсном» понимании. Правда живет на подсознательном уровне – как только мы пытаемся облечь ее в слова, мы начинаем ее намеренно или ненамеренно искажать. Сразу вспомнил строку из Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь».

6. Может быть, нам извратиться при проведении целевых интервью и перебросить мяч на другую сторону? Не самим задавать вопросы по теме – а чтобы вопросы задавали нам. А мы бы из этих вопросов делали выводы.

7. Собираемся мы, к примеру, открыть кофейню. Можем завязать разговор с представителем нашей целевой аудитории и невзначай сказать: «Я тут вчера зашел в новую кофейню» и подождать реакцию. Получили первый вопрос о ценах – «ага, цена для них главный критерий». Получили вопрос о каком-то конкретном виде кофе – «ага, добавили в списочек приоритетов». Не получили ни одного вопроса – «хм, а интересует ли кого-нибудь новая кофейня?».

8. Или берем и выстраиваем интервью: «Я расскажу вам о трех кофейнях, в которых я побывал на этой неделе. Ваша задача: задать мне вопросы, чтобы составить свое мнение о них и решить – в какую вы пойдете. Я дам вам купон на тысячу рублей для кофейни по вашему выбору.» По содержанию вопросов и очередности их задания – составляем список приоритетных критериев, по которым этот человек оценивает и выбирает кофейню.

9. В общем, кто должен задавать вопросы в целевом интервью – не так уж и очевидно, как могло бы показаться.

Exit mobile version