Аркадий Морейнис // Тёмная сторона

Кто такой «ментор»?

1. Кажется мне, что для многих людей понятие «ментор [для стартапа]» размылось до полной потери физического смысла. Основатель стартапа проходит несколько стадий развития. Их можно грубо описать как а) школа, б) студенчество, в) аспирантура. На каждой стадии нужны разные наставники с разными компетенциями. Нельзя их всех смешивать в рамках одного понятия.

2. Школа
— Что? Получение базовых навыков: юнит-анализ, изучение рынков, аудитории, продукт и маркетинг, MVP, HADI-циклы и так далее.
— Кто? Преподаватель. Главная компетенция наставника – умение понятно объяснять. Предпринимательский опыт наставника необходим до степени критической оценки объясняемого материала. Высоты в собственном бизнесе не обязательны. Ставят голос певцам, ставят руки пианистам и художникам вовсе не великие певцы, музыканты и художники — а хорошие учителя.
— Как? Не заставляйте занятых людей забивать гвозди микроскопом, а найдите и пройдите хорошие курсы. Никто же не ищет «ментора по арифметике» – вот и вы не ищите.

3. Студенчество
— Что? Получение профессиональных знаний, умений и навыков в ключевой компетенции: логистика, производство, организация сбыта и так далее.
— Кто? Тьютор. Человек, прямо сейчас работающий в этой области не менее 3-5 лет. Необходимо знание сегодняшних реалий, деталей и собственный практический опыт.
— Как? Два варианта: а) привлечь в качестве партнера или инвестора, б) пойти на работу под его руководство. Успешные руководители собственных бизнесов или инвесторы уже не в курсе всех деталей сегодняшних профессиональных процессов – и это не является их недостатком, они занимаются другими вещами.

4. Аспирантура
— Что? Проведение собственных исследований по выбранной теме стартапа, выдвижение новых гипотез и их проверка.
— Кто? Научный руководитель. Человек с опытом собственного бизнеса, с опытом инвестиций в других людей, продолжающий заниматься развитием собственного бизнеса и/или инвестициями.
— Как? Предлагать гипотезы, выслушивать другое мнение, выцеплять темы для самостоятельной проработки, спорить, вдохновляться, обращаться за советом. Принимать все решения самому.

5. На мой взгляд, понятие «ментор» ближе всего к научному руководителю. А кто нужен сейчас вам?

Exit mobile version