Есть продажи – есть проблемы
Мы много говорим о том, что школа не готовит детей к реальной жизни. То же самое мы наблюдаем на рынке стартапов.
Вырвавшийся из песочницы акселератора стартап с разбега вляпывается во «взрослые» проблемы, о решении которых он имеет весьма туманные представления:
— Обороты есть, а денег нет.
— Люди есть, а делать все приходится самому.
— Кредит взяли, а на возврат денег почему-то не хватило.
— От длины списка дел хочется повеситься, а выкинуть из него, вроде, нечего.
В общем, есть три дисциплины, незнание которых может превратить новый бизнес с многообещающим продуктом в банкрота:
— Финансовое планирование
— Организационное строительство
— Операционное управление
Парадокс заключается в том, что стартапы с неудачными продуктами этих проблем не имеют: нет продаж – нет проблем. А вот многообещающий, у которого пошли продажи, с этими проблемами неизбежно столкнется.
Вливание денег решать эти проблемы не помогает, а только усугубляет: больше людей, больше оборотов – больше тех же самых проблем. Лечить, как известно, надо не симптомы, а болезнь.
Кажется, что тут есть явная дырка. Базовый уровень «создание стартапов для чайников» типа Lean Startup/Customer Development уже разжевали и даже неоднократно пережевали. А понятной, короткой и практичной методики превращения стартапа в бизнес я не видел. Да-да, я знаю о MBA, но это не совсем отвечает описанным мной критериям.